В августе прошлого года на фестивале искусств «Табуретка» состоялась премьера короткометражного фильма «Тренер». Этот фильм рассказывает о легендарном спортсмене и тренере по хоккею Юрии Козлове, который вывел своих воспитанников из мончегорского «Североникеля» на пьедестал высшего хоккейного общества. Картину снимали выпускники «Кинолаборатории» — образовательного и культурного проекта Агентства развития Мончегорска при поддержке городской администрации и компании «Норникель». Это уже не первый фильм команды «Кинолаборатории» — на прошлогодней «Табуретке» они представили короткометражку «Дух Сейда», получившую тёплые отзывы от гостей фестиваля.

«12 августа в рамках фестиваля «Табуретка» участники нашей Кинолаборатории презентовали свой первый короткометражный фильм! Он основан на биографии выдающегося тренера по хоккею с мячом Юрия Козлова. Показ собрал более 600 зрителей! В фильме поднимаются важные социальные проблемы: взаимоотношения подростков и взрослых, жизненный выбор, дружба, поддержка и наставничество. Главное, что фильм полностью создан мончегорцами — от интервью с окружением героя до сценария и режиссуры. Кинолаборатория показала, что необычные задачи искренне интересуют жителей разных возрастов и увлечений и объединяют их вокруг создания нового элемента культурного кода города.»

Регина Потехина, руководитель направления «Социально-культурная сфера», АРМ

Истоки короткого метра

История короткого метра начинается одновременно с историей всего кинематографа, ведь «коротыши» стояли у его истоков. Технологии первых лет существования кино не позволяли снимать длинные фильмы. Споры о том, с какого фильма началась эра кинематографа, не утихают до сих пор. Принято считать, что первыми были братья Люмьер из Франции со своим легендарным 48-секундным «Прибытием поезда на вокзал Ла-Сьота», но на первом публичном показе этого фильма не было. Вместо него показывали десять других картин, включая первую кинокомедию «Политый поливальщик». Однако первый фильм был снят их соотечественником Луи Лепренсом на семь лет раньше. Его лента «Сцена в саду Раундхэй», состоявшая из 20 кадров, записанных на фотобумаге, и длилась всего две секунды, стала первой короткометражкой в истории кино.

В Россию кинематограф попал практически одновременно со всем миром. Первый показ состоялся в Петербурге через четыре месяца после парижской премьеры. Тогда в столицу привезли три пленки братьев Люмьер: «Выход рабочих с завода», «Разрушение стены» и «Прибытие поезда». Спустя месяц фильмы показали в Москве, а затем на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде. На российскую публику новинка произвела огромное впечатление.

У истоков отечественного кинематографа

На премьере «Прибытия поезда» на нижегородской ярмарке побывал корреспондент «Нижегородского листка» Максим Горький, описавший свои ощущения: «И вдруг что-то щёлкает, всё исчезает, и на экране является поезд железной дороги. Он мчится стрелой прямо на вас — берегитесь! — Кажется, что вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите...»

Первые съемки в России начались в том же 1896 году, когда французский оператор Камилл Серф отснял коронацию Императора Николая II. Эти кадры стали первым в мире видеорепортажем. Первый отечественный фильм был снят в августе того же года актером Владимиром Савиным. С этого момента в России начался бум кинопроизводства, но из-за революции большая часть этого наследия была утеряна.

Ренессанс короткого метра

С развитием техники короткометражки уступали дорогу полноформатному кино. Долгое время считалось, что короткометражное кино — продукт фестивальный или студенческая самодеятельность. Однако в этом формате снимали признанные гении кино, такие как Тим Бёртон, Кристофер Нолан и Мартин Скорсезе. Для них короткий метр был способом самовыражения и экспериментов.

Короткометражки стали популярными с развитием технологий, удешевлением кинопроизводства и появлением социальных сетей. Этот формат отлично вписался в новую реальность скроллинга и клипового мышления, удобен для потребления со смартфонов и распространения в соцсетях. Короткие фильмы стали «песочницей» для молодых талантов, позволяя им начать карьеру без огромных бюджетов.

Сейчас короткометражки легко найти не только на открытых видеоплатформах, но и в платных стриминговых сервисах, таких как «Нетфликс» и «Кинопоиск». Это означает, что в эту сферу начинают приходить большие деньги, и уже в ближайшее время мир короткометражек ожидает ренессанс.

История

Агентство развития Мончегорска г. Мончегорск, пр. Ленина, 11 А +7 (815) 363-56-66
Лого
Оглавление