Школа Горожанина в Мончегорске: Как Улучшить Свой Город
От скепсиса к твёрдой уверенности: как проект «Школа горожанина» учит людей реально делать свой дом лучше
Жители Мончегорска приняли участие в уникальном проекте. Образовательно-просветительскую программу «Школа горожанина» запустило Агентство развития Мончегорска в партнерстве с Центром компетенций Ленинградской области. Десятки участников узнали, как могут сами менять облик своей малой родины, а девять человек вышли в финал с готовым планом действий. О том, для чего создавался проект и получилось ли достичь результата, мы поговорили с менеджером направления «Городская среда» Агентства развития Мончегорска Дарьей Будковой.
Не пустые слова, а конкретные предложения
Где нужно поставить новую детскую площадку, какими зонами оборудовать городской сквер или набережную — никто не сможет понять это лучше самих жителей. Однако есть проблема: им не хватает знаний и компетенций, чтобы влиять на благоустройство города. Программа «Школа горожанина» создавалась, чтобы дать людям эту базу.
Многие участники пришли на курсы с очень скептическим настроем. Они были убеждены, что с их мнением никто считаться не будет. Мне кажется, причина была именно в неуверенности в своих силах и непонимании, как действовать. Люди критиковали какие-то проекты, уже реализованные в городе, высказывали идеи, как можно было их доработать, делились пожеланиями, но им не хватало навыков делать именно конкретные, конструктивные предложения. Мы взяли на себя задачу помочь им этому научиться. И могу сказать, что у нас получилось. К финалу курса, когда участники защищали уже свои проекты перед экспертами, специалистами АРМ и администрацией Мончегорска, чувствовалось, что люди готовы свернуть горы
Сначала теория, потом практика
«Школа горожанина» проходила в два этапа, первым был лекционный блок. В формате зум-конференций выступали приглашённые эксперты: архитекторы, урбанисты, специалисты Центра компетенций Ленинградской области.
Спикеры рассказывали об основных тенденциях развития городов, как вообще формируется сообщество в городе, что наиболее важно в первую очередь благоустраивать. Это был тот фундамент, без которого пойти на практический этап, где участники разрабатывали уже собственные проекты, было невозможно. При этом мы звали людей на второй блок, даже если у них не было никакой идеи. Мы помогали, прорабатывали в командах. В итоге каждый нашел, как себя проявить
От задумки к реализации
В финал вышли девять проектов. Это и строительство собачьей площадки, и благоустройство во дворе, и создание вело-пешеходного маршрута. Агентство развития Мончегорска выбрало две инициативы, которые специалисты взяли на сопровождение. Авторам помогли тщательно проработать проект, рассчитать смету, получить все необходимые согласования. Для задумки Марии Малютиной уже удалось найти финансирование.
НЕтихий дворик — это территория рядом с Комсомольской, 12а. В том районе расположены социально значимые организации: общество ветеранов, общество инвалидов и боевое братство. Идея организовать там инклюзивное пространство появилась, когда я принимала участие в корпоративном марафоне «Понеслось». Объединились несколько команд, собралось в итоге около 70 человек. Мы выполнили земельные работы, подготовили площадку. Полностью продумали проект уже в «Школе горожанина». Тем, кто хочет и готов что-то менять в своем городе, я рекомендую сходить на эти курсы. Когда я по волонтёрским делам приезжаю в другие регионы и рассказываю о своем опыте, многие удивляются. Говорят, что нам очень повезло иметь такую возможность, я с этим полностью согласна
Полезно каждому
О пользе «Школы горожанина» говорит и тот факт, что после прохождения этого курса многие участники стали активно записываться в другие проекты Агентства развития Мончегорска со смежной тематикой.
Они пошли дальше в программу „Хочу, могу, делаю“. И уже с классно проработанными заявками взяли гранты, например, проект строительства детской площадки получил деньги на конкурсе эндаумент-фонда „Кольский“. Кто-то выигрывает гранты в программе „Мир новых возможностей“ компании „Норникель“, подаются на президентские гранты, областные конкурсы. Мы регулярно списываем и отслеживаем их успехи, между участниками и организаторами завязалась хорошая дружба. „Школа горожанина“ изначально не задумывалась как серийный проект, но саму идею мы не бросаем. Как только мы поймем, как её адаптировать под нынешние реалии, когда финансирование повсеместно урезается, доработаем программу, объявим новый набор. Проект готов расти дальше, вполне возможно под новым названием
Несмотря на завершение проекта, все лекции теоретического модуля, которые вели эксперты, доступны онлайн. Их полезно послушать всем для общего понимания жизни в городе, ведь специалисты разбирают не только активистские темы, но и простые бытовые моменты. Куда обращаться, если годами течёт крыша, могут ли жители дома обустроить свой двор так, как им хочется и что делать, если управляющая компания не выполняет свои обязательства.