Внедрение дизайн-кода в Мончегорске
Мончегорск стал первым городом, внедряющим Дизайн-код арктических поселений – это своего рода правила игры всех участников процесса работы и пользования городской средой, которые позволяют урегулировать все спорные моменты и выстроить понятную для всех систему взаимодействий. Дизайн-код арктических поселений был разработан под кураторством Минвостокразвития и Минстроя России. В Мончегорске стандарт дополняется брендинговой стратегией города «Озера вокруг нас», что позволяет создать гармоничное и эстетически привлекательное пространство для жителей, предпринимателей и гостей города.
Что такое дизайн-код и зачем он нужен?
Дизайн-код – это комплекс стандартов и правил, позволяющий выстроить системную работу по улучшению визуального облика улиц города. Внедрение дизайн-кода помогает избавить городскую среду от визуального шума. Ключевые задачи – повышение качества жизни местных жителей за счет грамотной работы с внешним обликом города, а также создание равных возможностей для всех предпринимателей, которые ведут в городе свою деятельность и соревнуются за покупателей.
Начало работы: от идеи до реализации
Идея внедрить дизайн-код в Мончегорске зародилась в середине 2022 года. В основу проекта легла уже разработанная брендинговая стратегия, которая была призвана подчеркнуть уникальные черты города и создать его целостное визуальное восприятие. В конце 2022 года была создана специальная рабочая группа под председательством главы города. Курируют проект Агентство развития Мончегорска и УЖКХ города, а также архитектурное бюро КОД совместно с Ириной Красноперовой.
Для «тест-драйва» были выбраны два пилотных участка: большая часть проспекта Металлургов и Ленинградская набережная. Внедрение дизайн-кода началось с проспекта, где проходят основные пешеходные потоки и сосредоточено множество коммерческих объектов.
Для этой зоны эксперты совместно со специалистами Агентства развития Мончегорска разработали архитектурно-художественную концепцию (далее – АХК). В этом документе показано и описано, как должны выглядеть здания, включая их цветовые решения, оформление входных групп, места размещения информационных конструкций и их размеры, а также определены цветовые решения для зданий, которые позволят не нарушить гармонию застройки.
Задача АХК — сохранить первоначальный замысел и ансамблевость застройки, избавить здания от инородных элементов, таких как разностилевые козырьки или пестрые баннеры, и упорядочить работу с фасадами и входными группами.
Работа с жителями и бизнесом: встречи и обратная связь
Внедрение дизайн-кода – процесс, требующий вовлеченности жителей, городской Администрации и делового сообщества. Выстраивание баланса между созданием благоприятной среды для горожан и формированием равных возможностей для ведения бизнеса – задача непростая.
Чтобы жители и предприниматели могли лучше понимать принципы дизайн-кода, Агентство провело серию очных и онлайн-встреч с владельцами бизнеса, собственниками коммерческих помещений и представителями общественности. Особое внимание было уделено резидентам пилотного участка.
В марте 2024 года состоялись очные презентации архитектурно-художественной концепции проспекта Металлургов, утвержденной Минградом Мурманской области. На встрече предпринимателям рассказали, что Агентство развития Мончегорска безвозмездно, в порядке живой очереди, готово оказывать предпринимателям поддержку в разработке дизайн-проекта информационных конструкций с учетом брендбука города, а также содействовать в получении согласований от УЖКХ города.
Для облегчения понимания требований дизайн-кода и ускорения внедрения правил была разработана краткая методичка для бизнеса. Её главной задачей было коротко и ясно объяснить предпринимателям правила дизайн-кода и обозначить порядок их действий.
Поддержка для бизнеса в 2024 году
В 2024 году АРМ безвозмездно оказывает предпринимателям помощь в адаптации их бизнеса к новым требованиям, а именно:
- кураторская поддержка по разработке вывесок и оформлению входных групп;
- содействие в ребрендинге своей организации и подготовке готового дизайн-проекта нового оформления входной группы;
- содействие в согласовании внешнего облика входных групп с УЖКХ города.
Такой подход позволяет предпринимателям не только поддерживать внешний вид зданий в едином стиле с городом, но и улучшать взаимодействие с потенциальными клиентами за счет продуманного, привлекательного брендинга.
Документы и материалы для внедрения дизайн-кода
Для помощи в соблюдении правил дизайн-кода были разработаны следующие документы:
- Архитектурно-художественная концепция проспекта Металлургов – детальный документ, описывающий стилистические требования и визуальные решения для зданий на пилотных участках.
- Методические рекомендации для предпринимателей – краткое руководство с основными рекомендациями по внедрению дизайн-кода с пошаговым планом для владельцев бизнеса.
Эти материалы помогут предпринимателям быстрее адаптироваться к новым правилам и оформлять фасады зданий с учетом всех требований дизайн-кода.