2023 год
Совместную реализацию управленческой стратегии мы запустили уже в январе! Так, 2023 год стал для школы №5 имени О. И. Семенова-Тян-Шанского годом глобальных перемен!
В рамках проекта мы провели три стратегические сессии. У каждой была определенная задача.
28-29 МАРТА
В первый день стартовой сессии было три ключевые цели:
- оценить компетенции команды школы и выявить ее сильные и слабые стороны;
- определить направления развития педагогического коллектива;
- обучить управленческую команду навыкам менеджерской работы и стратегического планирования.
Елена Каденкова, координатор проекта:
«Мы провели серию деловых игр и упражнений, в которых коллеги смогли посмотреть на себя с разных сторон, повзаимодействовать друг с другом и проявить те компетенции, которые в своей обычной деятельности они не задействуют».
Во второй день учителя познакомились с новыми и интересными школьникам форматами работы на уроках.
Руководили сессией приглашенные эксперты. Одним из них стал Ильнур Мифтахов — сотрудник управления образования Казани. Последние семь лет он занимается вопросом трансформации школ и помогает им перестраиваться.
«Совместно с директором, завучами и несколькими учителями мы проработали план пилотного этапа изменений, который будет воплощен до июня. Попробуем изменить некоторые процессы подготовки к ЕГЭ и олимпиадам. Наша задача – за эти три месяца понять, насколько быстро здесь возможно проводить изменения и на что обратить внимание»
25-26 АПРЕЛЯ
Вторую сессию мы посвятили оптимизации внутренних рабочих процессов, распределив коллектив на две группы: педагогов и управленцев.
В блоке для руководства участники разобрали способы управления процессами, выстраивания диалога и качественного взаимодействия с сотрудниками. Также для управленцев провели практики, помогающие понять, какие задачи они выполняют в течение дня и что нужно делегировать.
Во время практических занятий участники определили проекты, которые необходимо реализовать до конца учебного года, и начали работу с организационной структурой школы.
Елена Каденкова, координатор проекта:
«Вся работа, которую мы провели с менеджментом, является инструментом формирования управленческого мышления. Важно сформировать эту управленческой культуру, потому что только с людьми, которые ею обладают, можно проводить позитивные изменения в школе».
Педагогам же были представлены различные форматы интерактивных методик. На одной из сессий обсуждалась тема коммуникации и использования интерактивных технологий в образовательном процессе.
Также мы провели серию обучающих блоков по развитию навыков эффективного преподавателя. Участники провели ретроспективу прошлого года, а также предложили идеи по улучшению внутренних процессов.
23-24 МАЯ
Третий очный модуль прошел под руководством приглашенных экспертов. Одним из них вновь стал Ильнур Мифтахов — эксперт по вопросам трансформации школ:
«В этот раз мы особое внимание уделили подготовке к ЕГЭ, профессиональному развитию учителей и коммерческим аспектам, чтобы школа могла обеспечивать себе финансовое благополучие. Также обсудили различные подходы к индивидуальным траекториям развития педагогов, чтобы убедиться, что каждый из них получает необходимую поддержку в своем профессиональном росте».
В первый день участники сконцентрировались на создании дорожной карты, которая будет определять цели учреждения в следующем году. Основной упор был сделан на привлечение внебюджетных ресурсов, работу с грантами и укрепление сотрудничества с другими организациями и учреждениями. Второй день посвятили обсуждению плана на следующий учебный год.
Регина Потехина, руководитель направления «Социально-культурная сфера»:
«Подготовка и планирование — ключевой момент успешного начала: формируется мотивация и появляется возможность коллективно обсудить потенциальные зоны роста. Верю, что новый учебный год знаменует в этой школе позитивные перемены!»
16-20 ОКТЯБРЯ
Агентство развития Мончегорска совместно со школой № 5 и городским Управлением образования совершили поездку в Казань для обмена опытом с местными образовательными учреждениями. Визит состоялся в рамках проекта АРМ по формированию современной образовательной среды в Мончегорске.
«Во время перезагрузки команды школы мы понимали, что коллегам необходимо показать успешные практики образовательных учреждений из других регионов. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Благодаря обмену опытом у коллег появляются полезные знакомства, развивается насмотренность, формируется личное и командное мнение; понимание, что действительно важно и нужно вносить в развитие школы, а что неприменимо с учётом ментальности нашего города», – поделилась заместитель директора АРМ, руководитель направления «Социально-культурная сфера» Регина Потехина.
Целью поездки было знакомство с практиками школ, имеющих абсолютно разный подход к работе с учениками. Мончегорские педагоги узнали, как культурные ценности и особенности Татарстана влияют на образование и внедряются в образовательный процесс. Теперь они изучают возможности адаптации методов коллег в своем регионе.
«Школы, которые нам удалось посмотреть, очень разные, но в каждой из них очень четко прослеживается стратегия и понимание роли своей организации в общем образовательном контексте города. Нам удалось посмотреть на разные стили управления и особенности взаимодействия в коллективе, расспросить управленческие команды, как выстроен диалог с родителями и партнерами, каким образом привлекаются ресурсы в школу, как принимаются решения и какие цели руководство ставит перед собой», — рассказала Елена Каденкова, руководитель команды проекта трансформации управленческой модели.
Сначала делегация познакомилась с работой школы №108 и Университета талантов. В школе педагоги посетили семь открытых уроков, побеседовали с учениками, директором Айдаром Гайнетдиновым, управленческой командой и представителем Отдела образования Казани. А Университет талантов поделился секретами работы с одарёнными детьми Татарстана.
Следующий этап работы мончегорских педагогов прошел в казанском Лицее-интернате № 2. Это специализированная школа для мальчиков, проявивших выдающиеся способности в обучении. Лицей входит в федеральный рейтинг Топ-100 лучших школ России. В лицее делают фокус на воспитании: здесь готовят победителей всероссийских олимпиад, но основная задача — привить ученику ценности, воспитать мужчину и не дать гордыне победить личность. В рамках встречи педагоги лицея провели для гостей мастер-класс по использованию цифровых инструментов на уроках.
Еще одним пунктом программы визита стала Гимназия № 179, где особое внимание уделяется вовлечению детей в жизнь учебного заведения. Ученики активно развиваются в творческих и спортивных направлениях: у гимназии есть камерный оркестр, театральная студия, три года подряд проходит Весенний бал. Для гимназистов работают бассейн, студия танцев, зал восточных единоборств.
Несмотря на разные подходы к обучению, объединяет эти общеобразовательные учреждения работа с партнерами и родителями. Благодаря партнерским отношениям школы привлекают различные организации к учебному процессу. А без включения родителей практически невозможно успешно вести систематическую работу с обучающимися.
СЕЙЧАС
В настоящий момент в школе сформирована команда изменений из 12 человек. В ее состав входят директор и завучи, а также инициативные педагоги.
Внедрена система планирования деятельности школы, совместно с педагогами школы определены пилотные проекты для реализации:
- повышение качества ЕГЭ по отдельным предметам (повышение качества подготовки, мотивация школьников, работа по обеспечению психологической готовности);
- повышение качества ОГЭ;
- повышение качества математического образования в начальной школе.
Начата работа по формированию оптимальной оргструктуры школы с учетом имеющегося функционала.
Благодаря внедрению пилотных проектов по повышению качества ЕГЭ отдельных предметов (русский и обществознание) были достигнуты промежуточные результаты — увеличение среднего балла по школе:
- Русский язык баллы: 68 (2021 г.), 68 (2022 г.), 72 (есть 100 бальник) - 2023 г.
- Обществознание баллы: 52 (2022 г.), 52 (2022 г.), 58 (2023 г.)
Предметы были выбраны управленческой командой, исходя из количества детей, сдающих их (русский язык является обязательным, обществознание - лидирует по количеству сдающих детей среди предметов «по выбору»).
Результатом внедрения пилотного проекта по повышению качества математического образования в начальной школе стало улучшение результатов школьников. Для контроля результатов проекта были проведены срезовые работы на старте проекта и по окончании проекта. Анализ показал повышение качества выполнения заданий на 8-13% в разных классах.
Также разработана проектная документация на капитальный ремонт и получено положительное заключение государственной экспертизы.