Об агентстве
Направления
Новости и СМИ
Календарь событий Мастер-план
imandra

Новую волну выхода на северный рынок FMCG сетей ожидают в Арктическом регионе

Новую волну выхода на северный рынок FMCG сетей ожидают в Арктическом регионе

Агентство развития Мончегорска и Союз торговых центров составили рейтинг FMCG сетей* по уровню интеграции в Арктическую зону.

Данные исследования показали, что крупнейшими игроками на рынке ритейла в Арктической зоне являются Mercury Retail Group (магазины "Красное & Белое" и "Бристоль", суммарно более 330 магазинов), X5 Group (сети «Пятёрочка» и «Перекрёсток», более 120 магазинов), а также сеть магазинов «Магнит», открывший в городах Арктической зоны РФ порядка 90 магазинов. Далее с большим отрывом следуют сеть магазинов «Светофор», гипермаркеты «Лента», «Метро» и  «Окей». Также в регионах Крайнего Севера получила отдельную популярность федеральная сеть магазинов здорового питания «ВкусВилл».

Эксперты обращают внимание, что большинство торговых точек находятся в Мурманске, Архангельске и Норильске. В небольших городах федеральные сети представлены слабо. Исключение составляет Мончегорск, в котором, благодаря удачному расположению представлены и Пятёрочка, и Магнит. Но даже в этом городе рынок продуктового ритейла далек от насыщения, и спрос на продукцию федеральных сетей еще не удовлетворен.

«Рынок ритейла в северных регионах далек от насыщения, - отметил Павел Люлин, д.э.н., вице-президент Союза Торговых Центров: Россия, Беларусь, Казахстан. – Арктическим российским регионам необходимо расширение розничных сетей, их более глубокая интеграция. Ведь жители небольших населенных пунктов, наравне с жителями мегаполисов, испытывают потребность и в ряде товаров повседневного спроса, и в более крупных покупках. Кроме того, насыщение рынка розничной торговли позволит стабилизировать цены на товары».

Новую волну выхода на северный рынок FMCG сетей можно ожидать в связи с утверждением опорных пунктов Арктики, которые в ближайшее время станут точками роста экономики региона, а также предметом целенаправленной государственной поддержки, в том числе, через поддержку резидентов Арктической зоны Российской Федерации - особой экономической зоной.

“Мончегорск – центр одноименной агломерации, также вошел в перечень опорных пунктов Арктики. В настоящее время город, благодаря преференциальному налоговому режиму, активно привлекает инвесторов, в том числе, для строительства торгового центра, формат которого предполагает «якорного» арендатора из сферы розничного ритейла”, – отмечает Александр Поленков, руководитель направления «Бизнес и инвестиции» Агентства развития Мончегорска.

Учитывая то, что Мончегорск образует агломерацию с Оленегорском, а рядом находятся Кировско-Апатитская агломерация и Полярные Зори становится очевидным повседневный покупательский спрос со стороны местных жителей. А принимая во внимание тот факт, что уже сегодня город претендует на роль нового туристического центра Мурманской области, активный приток покупателей будет обеспечен и с этой стороны: туристы, посещающие здешние места, также хотят видеть знакомые торговые сети, где можно приобрести привычные товары.

Для резидентов арктической зоны, в которой расположен Мончегорск, действует ряд преференций, в числе которых налоговые и административные льготы. Например, правительство предоставляет субсидирование 75% страховых взносов на протяжении первых 10 лет с момента первого возмещения.  К тому же всем инвесторам гарантированы:

  • 5% налог на прибыль;
  • 0%  налоги на имущество и на землю;
  • 1% УСН «доходы»;
  • 5% УСН «доходы-расходы»;
  • 0,5% НДПИ.

По мнению эксперта СТЦ, ожидается, что в ближайшие годы крупные ритейлеры будут продолжать расширять свое присутствие в северных регионах России, используя для этого как традиционные форматы магазинов, так и цифровые каналы продаж.

На сегодняшний день в  северных регионах особенно востребованы магазины "у дома" из-за рассредоточенности населения и суровых погодных условий, которые делают длительные поездки за покупками неудобными. Малые форматы магазинов также обеспечивают более быстрый доступ к повседневным товарам. В то же время, развитие гипермаркетов очень эффективно для крупных городов и районных центров, в которых  плотность населения и покупательская способность намного выше. В то же время, развитие гипермаркетов  значительно расширяет ассортимент товаров и дает более выгодные цены за счет своих оборотов и масштаба.

Напомним, в Арктическую зону Российской Федерации входят: Чукотский, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, республики Карелия, Коми и Саха (Якутия), а также Красноярский край, Архангельская и Мурманская области. Более половины населения мировой Арктики - 2,6 млн чел. проживает на территории этих российских регионов.

*Были проанализированные данные из открытых источников (в том числе официальных сайтов) по крупнейшим FMCG-ритейлерам в России по обороту за 2023 года (по версии Infoline).

Другие пресс-релизы