Мончегорские педагоги познакомились с инновационными образовательными практиками в Армении

В октябре 2024 года семеро учителей мончегорской школы № 5 имени Семёнова-Тян-Шанского приняли участие в образовательной поездке в Ереван, организованной по инициативе Агентства развития Мончегорска при поддержке Эндаумент-фонда «Кольский». Программа визита включала знакомство с передовыми образовательными практиками, которые используются в армянских школах и образовательных центрах, а также культурное погружение в регион.
В состав делегации вошли как управленцы, так и педагоги начальной и средней школы. Участников поездки выбирали по трем ключевым критериям: активному участию в инновационных проектах, стремлению к профессиональному развитию и готовности делиться своими методиками с коллегами. Коллектив школы показал высокую заинтересованность в развитии своего учебного заведения и продемонстрировал на практике эффективность своих педагогических подходов.
Среди образовательных учреждений, которые произвели наибольшее впечатление на делегацию, — школа «Арегназан», работающая по вальдорфской системе. Внимание привлекли строгая привязка образовательной программы к возрастным особенностям детей и уникальная практика ведения класса одним учителем с первого по восьмой год обучения. Педагоги отметили, что такой подход способствует всестороннему развитию учеников и позволяет им видеть взаимосвязи между различными предметами.
Оценили мончегорские педагоги и практику школы «Айб», которая делает акцент на гражданском воспитании. Участники отметили, что каждая деталь образовательного процесса в этой школе — от расстановки парт до организации внеклассной работы — направлена на достижение чётко поставленных целей. Такой системный подход заинтересовал участников поездки и вдохновил на переосмысление школьного целеполагания.
Кроме того, команда активно обсуждала идеи, полученные в ходе поездки, как в индивидуальном, так и в командном режиме. Одной из них стало создание коротких видеороликов для демонстрации методик родителям и внешним партнёрам.
«Личный опыт всегда дает больше, чем теоретические знания. Мы понимаем, что для команды школы важно увидеть, как образовательные процессы организованы в других системах, чтобы расширить горизонты и найти свежие идеи для работы. Наши педагоги смогли не только узнать о новых методиках, но и сформировать собственное видение того, какие подходы можно применить в Мончегорске, а что, возможно, не подойдет в свете особенностей нашего региона. Уверена, что эта поездка станет стимулом для развития школы и внедрения новых инициатив!» — поделилась заместитель директора АРМ, руководитель направления «Социально-культурная сфера» Регина Потехина.
Педагоги переняли не только общие методики, но и обратили внимание на точечные практики, которые могут быть внедрены в их школах. Например, коллегам понравилась идея предзвонка — короткого сигнала за две минуты до начала урока, который помогает ученикам организовать своё время. Другой ценной находкой стала рассадка учащихся по темпераментам для улучшения взаимоотношений в классе.
«По итогам поездки участники отметили не только образовательную, но и личную пользу. Каждый выход в новую образовательную среду — это отличная профилактика профессионального выгорания. Коллективная работа в рамках поездки укрепила командный дух и дала новый импульс для профессионального роста», — отметила руководитель команды проекта трансформации управленческой модели Елена Каденкова.
Образовательные практики, с которыми познакомились мончегорские педагоги, станут основой для внедрения новых подходов и методов в их школах, что позволит повысить качество образования и лучше соответствовать целям школы.
«Очень впечатлила индивидуализация обучения: учителя уделяют внимание потребностям каждого ученика, создавая персонализированные учебные планы. Я впервые увидела расписание, составленное не по классам, а практически индивидуально для ученика. Это позволяет детям учиться в своем темпе и получать поддержку в тех областях, где они испытывают трудности. Кроме образовательных аспектов, поездка также стала возможностью для культурного обмена. Нас познакомили с армянской культурой, историей и традициями. Пища к размышлению именно для меня, это представленная нам в школе "Арегназан" вальдорфская педагогика. Основная идея этой методики воспитания — ребёнок проявляет способности, данные ему природой в комфортной обстановке, без страха, стресса и оценки его действий» — поделилась впечатлениями от поездки учитель начальных классов школы №5 Лариса Завьялова.